Донецкая Народная Республика – молодое социально ориентированное государство, в котором вопросы реализации прав граждан на получение всех мер социальной поддержки всегда были и остаются на особом контроле у руководства.
Мы строим свою государственность в непростых условиях – непрекращающиеся обстрелы мирных граждан, экономическая блокада, политический прессинг… И вместе с тем, делаем все возможное, изыскиваем средства, чтобы по мере возможности проводить и повышение размеров социальных выплат, и повышение размеров пенсий, расширять перечень, а что самое главное, улучшать качество социальных услуг. Одним словом, делаем все для повышения уровня социальной защищенности граждан ДНР.
Так, с мая 2015 года, когда в Республике была начата регулярная выплата социальных пособий, неоднократно повышались их размеры, причем всем категориям получателей. Кроме того, введены 4 новых вида социальной помощи, расширены категории получателей с 12 до 32. Помимо этого был увеличен и срок выплаты пособий: многодетным семьям – по месяц исполнения старшему из троих детей возраста 18-ти лет (в самом начале возрастной предел составлял 16 лет), а также одиноким матерям на детей, которые обучаются, до 23 лет (вместо до 18 лет).
Кардинально увеличен размер пособия на детей по потере кормильца в случае отсутствия права на пенсию. Размер определен на уровне минимальной пенсионной выплаты (для примера, в 2015 году размер составлял 1 000 руб.).
Для семей, которые не могут по объективным обстоятельствам обеспечить себе и членам своих семей необходимый уровень жизни и нуждаются в помощи государства, выплачивается пособие малообеспеченным семьям. В 2015 году размер пособия составлял 2 100 руб., с января 2021 года составляет 3 000 руб.
Кроме того, с 2020 года установлена доплата на каждого ребенка в малообеспеченной семье, размер которой в 2020 году составлял 700 руб., а с января 2021 года – 850 руб.
Данные меры позволяют улучшить материальное положение семей, и обеспечивают адресность предоставления помощи.
Социальные пособия назначаются управлениями труда и социальной защиты населения лицам, проживающим (зарегистрированным) на территории ДНР, по месту регистрации или фактического проживания. Прием граждан ведется без перерывов на обед.
Для назначения того или иного вида социальных пособий, кроме документа, удостоверяющего личность, предоставляются дополнительно необходимые документы.
Если заявитель не может сразу предоставить пакет необходимых документов, то для реализации своего права предусмотрен срок донесения необходимых документов (от 1 до 3-х месяцев в зависимости от вида пособия).
Также управления оказывают помощь в сборе документов, необходимых для назначения того или иного вида помощи: запрашивают документы в организациях/учреждениях ДНР, осуществляют обследование семьи по месту проживания, а также оказывают содействие в оформлении документа, удостоверяющего личность (формируют и передают в Миграционную службу Министерства внутренних дел ДНР списки нуждающихся в получении паспорта гражданина ДНР).
Кроме регулярных выплат 14-ти видов социальной помощи, с целью оказания государственной поддержки менее социально защищенным слоям населения, в ДНР с 2016 года предоставляется материальная помощь в денежном выражении в размере 3 000 руб. один раз в полгода. Данная выплата не является обязательной, а носит адресный характер. Право на получение данного вида помощи определяется Комиссией по предоставлению материальной помощи в денежном выражении при городских, районных в городе, районных администрациях, чем обеспечивается адресность предоставления поддержки. Т.е. мы внедряем в систему социальной защиты граждан передовой опыт зарубежных коллег, в том числе и Российской Федерации, когда помощь предоставляется действительно нуждающимся семьям, а вопрос о ее назначении решается коллегиально.
По состоянию на конец 2020 года материальную помощь получили более 224 тыс. граждан на общую сумму почти 340 млн. руб., что на 57,5% больше в сравнении с 2019 годом.
На 2021 год Министерству труда и социальной политики ДНР также увеличены средства на выплату материальной помощи.
Следует отметить, что в связи с действием ограничительных мер, связанных с распространением в Республике новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, проработаны механизмы предоставления материальной помощи в упрощенном порядке.
Комиссиям предоставлена возможность назначать материальную помощь в денежном выражении без личного обращения граждан, которые уже получали материальную помощь, используя ранее предоставленные ими документы.
Для оформления материальной помощи граждане указанной категории могут в телефонном режиме обратиться в управление труда и социальной защиты населения по месту регистрации.
Для подтверждения данных о доходах, об отсутствии изменений состава семьи, статуса и других сведений, влияющих на право получения материальной помощи, специалисты управлений труда имеют право самостоятельно запрашивать необходимую информацию с помощью доступных средств коммуникации.
Наряду с повышением социальных пособий, в ДНР повышаются размеры пенсионных выплат. Пенсионное обеспечение в принципе играет особую роль в сфере социальной защиты населения. И поддержание достойного его уровня для нас является задачей первостепенной важности.
На протяжении 2017-2021 годов Пенсионным фондом в соответствии с указами Главы ДНР осуществлено семь повышений пенсионных выплат, в результате чего размер минимальной выплаты по сравнению с датой начала выплаты пенсии в Республике (апрель 2015 года) увеличился в три раза и составил 5 616,00 руб. Наряду с этим в Украине размер минимальной пенсии (в соотношении 1:2,5) составляет 4 422,50 руб. (1769,00 грн.).
В планах на будущее сохранить такую тенденцию. Так, мероприятия по дальнейшему повышению пенсионных выплат уже включены в Программу социально-экономического развития в сфере пенсионного обеспечения на 2021–2023 годы.
Говоря о пенсионном обеспечении в ДНР, отдельно остановимся на вопросе исчисления пенсии.
Для начала отметим, что в Республике исчисление пенсии осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров ДНР от 10.01.2015 г. № 1-12 «О некоторых вопросах назначения (перерасчета) пенсий в Донецкой Народной Республике в переходный период» с учетом норм закона, согласно которому размер пенсии зависит от продолжительности страхового стажа и величины заработной платы.
При этом у нас в Республике сохранен ряд социальных стандартов в части пенсионного обеспечения – назначение пенсий по возрасту женщинам по достижению 55-ти лет, наличие требуемого минимального страхового стажа 15 лет, а также назначение пенсий на льготных условиях и за выслугу лет. Вместе с тем в Украине предусмотрено поэтапное увеличение пенсионного возраста для женщин. Женщины, рожденные после 31.12.1961 г., имеют право на назначение пенсии по возрасту по достижении 60 лет. Кроме того, пенсия по возрасту по достижению 60 лет назначается лицам, имеющим определенный страховой стаж: от 25 лет в 2018 году до 35 лет — в 2028 году. В случае отсутствия необходимого страхового стажа пенсия назначается в возрасте от 63 до 65 лет (в зависимости от имеющегося стажа).
Для установления права на пенсию гражданам в соответствии со статьей 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу этого документа (13 марта 1992 года).
В случае переезда гражданина на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации выплата пенсии на территории ДНР прекращается, что закреплено статьей 7 вышеуказанного Соглашения. Выплата пенсии возобновляется по новому месту жительства, при этом размер пенсии пересматривается органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Необходимо отметить, что страховой стаж для расчета пенсии за период работы лица до 1 января 2004 года учитывается на основании данных трудовой книжки или других документов, подтверждающих стаж, выданных по месту работы, службы, учебы, а также архивными учреждениями. В стаж засчитывается работа, выполняемая на основании трудового договора на предприятиях, в учреждениях, организациях и кооперативах, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, а также на основании членства в колхозах и других кооперативах, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов. В стаж работы засчитывается также любая другая работа, когда работник подлежал государственному социальному страхованию, или при условии уплаты страховых взносов.
Работа до 1 января 2004 года, как постоянная, так и временная, как с полным, так и с неполным рабочим днем, независимо от суммы уплаченных взносов будет засчитана в страховой стаж в полном объеме.
Начиная с 1 января 2004 года, кроме вышеперечисленных документов, для исчисления страхового стажа в обязательном порядке необходимы данные персонифицированного учета, поскольку страховой стаж исчисляется с учетом уплаты страховых взносов. В страховой стаж для назначения пенсий засчитываются только те периоды работы на предприятиях, в течение которых были уплачены ежемесячно страховые взносы в сумме не меньшей, чем минимальный страховой взнос. Если сумма уплаченных средств за соответствующий месяц меньше минимального страхового взноса, страховой стаж определяется пропорционально уплаченным взносам.
В случае же невозможности получения данных системы персонифицированного учета, для подтверждения страхового стажа за периоды работы на предприятиях Республики, территориальными управлениями Пенсионного фонда принимается справка о заработной плате с указанием периодов уплаты страховых взносов по утвержденной форме в соответствии с Постановлением №1-12.
Органы Пенсионного фонда имеют право осуществлять проверку обоснованности выдачи документов, предоставленных для назначения (перерасчета) пенсии – на основании ст.44 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Нужно также отметить, что при Пенсионном фонде ДНР создана Комиссия по вопросам подтверждения стажа работы на должностях, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях по ликвидированным предприятиям.Например, в 2020 году комиссионно рассмотрено 1 737 пакетов документов, предоставленных заявителями, и из них стаж подтвержден полностью либо частично по 1 672 заявлениям.
Говоря о поддержке наиболее социально уязвимых категорий граждан, нельзя обойти вниманием вопрос предоставления социальных услуг.
В ДНР действует паритетная система предоставления социальных услуг, которая, в первую очередь, предусматривает защиту и обеспечение социально незащищенных слоев населения. Для людей, нуждающихся в государственном попечении, в сфере управления Министерства труда и социальной политики ДНР функционирует 10 подведомственных стационарных учреждений (дома – интернаты). Из них 3 – дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Принимаются в такое заведение люди пожилого возраста и инвалиды общего типа, не имеющие трудоспособных родственников (супруг, дети, внуки и др.), обязанных их содержать по закону.
В 2020 году на полном государственном обеспечении здесь пребывали 2,3 тыс. одиноких граждан преклонного возраста, а также лиц, имеющих для этого медицинские показания.
Социальная помощь одиноким престарелым гражданам также предоставляется территориальными центрами социального обслуживания, которые находятся в сфере координирования Министерства труда и социальной политики ДНР. В структуру территориальных центров входят отделения, которые оказывают различные социально-бытовые, социально-медицинские и другие услуги, а также осуществляют социальное обслуживание граждан на дому. Всего на территории Республики действует 32 таких центра.
В прошедшем году 51,5 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов состояли на учете в территориальных центрах для получения разного вида социальных услуг, 800 человек проживали в стационарных отделениях территориальных центров.
Также при координации Министерства труда и социальной политики ДНР осуществляют свою деятельность 7 центров социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов, в том числе 2 отделения социальной реабилитации детей-инвалидов при территориальных центрах социального обслуживания. Учреждениями осуществляется комплексная реабилитация инвалидов и детей-инвалидов с ограниченными физическими и психическими возможностями.
Реабилитационные услуги в центрах предоставляются детям от 2 до 18-ти лет и молодым инвалидам от 18-ти до 35-ти лет с различными нозологиями заболеваний: с интеллектуальными недостатками, с нарушением опорно–двигательного аппарата, детским церебральным параличом, с недостатками слуха, с поражением центральной нервной системы и т.п.
В 2020 году в центрах проходили реабилитацию 973 человека.
Еще одним важным направлением деятельности Министерства труда и социальной политики ДНР в части реализации прав граждан на социальную поддержку является обеспечение лиц с ограниченными физическими возможностями техническими и другими средствами реабилитации.
Такое обеспечение осуществляется полностью на безоплатной основе за счет средств республиканского бюджета. В 2020 году было закуплено более 8,5 тыс. единиц технических средств реабилитации. Это кресла колесные, подъемники для инвалидов, многофункциональные кровати, матрасы противопролежневые, специальные средства для передвижения и ходьбы, санитарно-гигиеническое оснащение – на общую сумму более 27 млн. руб. Кроме того, в прошлом году впервые были закуплены 692 единицы аудио плееров и диктофонов для лиц, имеющих инвалидность по зрению.
Причем сегодня в Республике можно констатировать выход на новый уровень в обеспечении нуждающихся граждан. Ключевыми являются первоочередные потребности людей. Закупаются изделия очень высокого качества, эргономичные, функциональные, которые бы полностью отвечали потребностям нуждающегося в них человека.
Таким образом, государственная поддержка гражданам оказывается комплексная, конечно, согласно возможностям бюджета Республики. И по мере роста экономических показателей, расширяется и перечень мер социальной поддержки, внедряются новые подходы и способы к их предоставлению, конечно, как с использованием собственных наработок, так и передового опыта зарубежных коллег.